Гаранина С.П.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОТОГРАФИЧЕСКИХ СОБРАНИЙ

(на примере “Коллекции достопримечательностей России”)

Новые информационные технологии позволяют сегодня комплектовать и производить полномасштабное источниковедческое исследование коллекций, включающих фотографические, изобразительные и книжные документы, оригиналы которых находятся в библиотеках, архивах, музеях: и частных собраниях различных стран мира.

“Коллекция достопримечательностей России”, созданная в 1906–1916 гг. выдающимся русским фотохудожником, фотохимиком, изобретателем С.М. Прокудиным-Горским, включает два взаимосвязанных комплекса: экспедиционные альбомы-каталоги и тройные стеклянные негативы (1902 стеклянных пластины 9 x 24 см), часть которых разбита. Она хранится в Отделе гравюр и фотографий Библиотеки Конгресса США. Основные документы, содержащие историю рождения замысла коллекции, переговоры с правительством и императором, описание процесса съёмок и формирования коллекции, полиграфические отпечатки снимков, сделанные с них открытки, литературное наследие Прокудина-Горского, его переписка с издательствами, издаваемый им журнал и многое другое находится в архивах музеев, библиотек, в фондах крупнейших государственных архивов и у частных коллекционеров России. Записные книжки, заметки личного свойства, воспоминания, семейные фотографии, материалы, отражающие его деятельность в эмиграции, являются собственностью внуков мастера, живущих во Франции.

Условно все материалы можно разделить на две группы: изобразительные и письменные. Целый ряд источников имеет комплексный характер, так, например, периодическое издание “Фотограф-любитель” включает важные для изучения коллекции статьи и вместе с тем содержит много цветных фотографии на паспарту и другие изобразительные материалы. Произвести точную датировку снимков, определить историко-культурное значение каждого из них невозможно без подробного изучения письменных источников. Вместе с тем даже самые содержательные письменные источники теряют долю своей ценности без изобразительного сопровождения.

Фотографировать Российскую империю С.М. Прокудин-Горский начал с 1905 г. В 1907 г. в составе экспедиции Русского географического общества им было сделано много снимков в Туркестане. Особенно большую ценность представляют цветные фотографии храмов Самарканда и Бухары, снятые до грандиозного землетрясения, прошедшего в октябре 1907 г. и разрушившего многие мусульманские святыни. Целенаправленные и регулярные фотографические съёмки природных, религиозных, военных, художественных и промышленно-технических памятников начались с 1909 г. после встречи мастера с императором Николаем II в мае 1909 г. В данной коллекции, как и во многих других фотографических собраниях, снимки не имеют дат, в один тематический раздел попадают фотографий 1907, 1911, 1912 гг. Не имеют дат и “контрольные” снимки в альбомах-каталогах. Все дошедшие до нас изображения на цветоделённых негативах сделаны с абсолютной документальной точностью и художественным мастерством по методу самого С.М. Прокудина-Горского на стеклянных пластинах “очувствленных” в его лаборатории.

Группа изобразительных источников, кроме названных уже негативов и альбомов-каталогов, включает также цветные диапозитивы, сделанные самим фотохудожником со своих негативов. Черно-белые диапозитивы фотографий Л.Н. Толстого и Ясной Поляны, снятые мастером в мае 1908 г., когда Прокудин-Горский провёл три дня в имении по приглашению Толстых. Большой интерес представляют авторские фотоотпечатки, сделанные фотографом со своих негативов. Отдельный раздел группы изобразительных материалов составляют открытые письма: авторская цветная фототипия со снимков “с натуры”. 89 цветных открыток были изданы впервые Прокудиным-Горским в 1906–1907 гг. Существует рекламный перечень: “Открытые письма в натуральных цветах по фотографиям с натуры С.М. Прокудина-Горского”. Большую ценность сегодня представляют “печатные картины в красках для вывешивания на стене”, фототипии, основой которых также были фотографии с натуры. Среди них особую известность получили цветной портрет Л.Н. Толстого, снятый 23 мая 1908 г. и выпущенный в том же юбилейном для писателя году в 3-х различных форматах, и портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова, сфотографированный и напечатанный в 1915 г., когда отмечалось 25-летие сценической деятельности великого певца.

Среди изобразительных источников выделяется группа изданий фототипических мастерских С.М. Прокудина-Горского. Особенно большое значение имеют: “Русско-японская воина”, издание Генерального штаба, 1904 г., “клише и печать С.М. Прокудина-Горского” и “Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г. Альбом репродукций в красках по картинам известных художников” (СПб., 1911), изданный мастерской Прокудина-Горского.

Завершают группу изобразительных источников фотоматериалы о жизни и деятельности С.М. Прокудина-Горского, включающие портреты самого мастера в различные периоды его жизни в России и в эмиграции, фотографии его самого, коллег, соратников, членов его семьи, особенно сыновей, унаследовавших профессию отца и работавших вместе с ним в фотографическом ателье в Париже. Эта часть источников постоянно пополняется отечественными и зарубежными материалами.

Группа письменных источников также чрезвычайно многообразна и по формальному признаку может быть разделена на источники рукописные и печатные.

Среди рукописных источников особую ценность, безусловно, представляют письма, записки, автографы самого Прокудина-Горского. Среди писем, которые найдены в различных фондах разных архивов, выделяются четыре письма, адресованных Л.Н. Толстому и Софии Андреевне Толстой в Ясную Поляну, хранящиеся в рукописном фонде Государственного музея Л.Н. Толстого, письма из Парижа и Батуми, связанные с его фотографической и предпринимательской деятельностью. Две тетради личных записей периода эмиграции свидетельствуют о непрекращающейся работе по совершенствованию цветной фотографии и созданию на её базе цветной кинематографии. В тетрадях имеются интересные вложения. Особое значение представляет “Введение”, которым автор предваряет свои воспоминания, к сожалению, так и ненаписанные. Здесь на нескольких страницах подводится определённый итог всему, что удалось осуществить в России. Автор довольно подробно излагает свою встречу с Николаем II, которую считал для себя судьбоносной, так как именно после неё были обеспечена транспортом и документами его регулярные съёмки Российской империи. Интересно, что в тексте Прокудина-Горского нет никаких дат. Он пишет “Введение”, спустя более 20 лет после описываемых в нем событий, регулярных дневников он не вёл. Датировать встречу с императором и уточнить время съёмок Мариинской системы, Поволжья, Урала и Западной Сибири, а также позднейших съёмок Туркестана и Кавказа помогли подённые записи, сделанные в “Дневниках” Николая II, который тщательно отмечал встречи с Прокудиным-Горским и писал, какие именно фотографические материалы представлял фотохудожник. Такая источниковедческая проверка одного источника другим, особенно ценна для исторического исследования. Записи в “Дневниках” императора изучались нами по рукописным подлинникам, так как “Дневники” Николая II полностью до сих пор не опубликованы. Свои автографы С.М. Прокудин-Горский оставил на некоторых подносных экземплярах, в частности, на экземпляре книги “Нашествие Наполеона”, подаренном императору. Экземпляр с экслибрисом личной библиотеки Николая II и вложенным автографом фотохудожника хранится в фонде отдела редких изданий РГБ.

Среди рукописных источников важны “Протоколы заседаний Фотографического отдела Императорского русского технического общества”, хранящиеся в фонде ИРТО Российского государственного архива в Петербурге (РГИА). Там же содержится ряд документов из фондов “Совета Министров” (Ф. 1276), “Министерства Торговли и Промышленности (Ф. 23), “Департамента народного просвещения” (Ф. 733), “Департамента Герольдии” (Ф. 1343) и др.

Печатные источники представлены книгами и брошюрами С.М. Прокудина-Горского, а также его многочисленными статьями. Самое прямое отношение к нашей профессии имеет его книга, выпущенная в 1905 г. издательством “Общественная польза” под названием “Фотомеханическое дело. Краткий указатель для издателей, редакторов, художников и типографов”. Она посвящена цветной печати.

Особое значение среди многочисленных источников этого раздела имеют 48 номеров журнала “Фотограф-любитель”, редактором-издателем которого Прокудин-Горский является в период с 1906 по 1909 г. Обращения “К читателю”, открывающие каждый номер журнала, содержат ценнейшую фактическую, эмоциональную, эстетическую и педагогическую информацию. В журнале важное внимание уделяется существующим методам цветной фотографии, там же мастер ведёт раздел “Испытательная лаборатория” и особую колонку “Ответы на вопросы”.

Среди других периодических изданий начала века важное место для любого исследования, связанного с фотографическими коллекциями, имеют “Записки Императорского Русского Технического Общества”, а также “Фотографический вестник”, “Фотографические новости”, журнал Русского фотографического общества в Москве “Вестник фотографии””.

Патриотическая деятельность С.М. Прокудина-Горского в эмиграции, его выступления перед русской молодёжью и детьми с лекциями “Образы России”, “Наша Родина”, сопровождающиеся показом диапозитивов, получили отражения в русских эмигрантских газетах “Возрождение” и “Последние новости”.

В 2000 г. негативы и все страницы альбомов-каталогов, хранящиеся в Библиотеке Конгресса США были отсканированы и стали доступны on line на сервере Библиотеки: http/lcweb2.loc.gow/pp/prokquery.html. С небольшой частью отпечатанных материалов “Коллекции достопримечательностей России”, которые Библиотека Конгресса представила в апреле 2003 г. в Петербурге, а затем в июне-июле в Москве, автору тезисов довелось побывать в Оренбурге, Иванове, Ярославле, где экспонировалась выставка в сентябре-декабре 2003 г. Всюду выставка вызывала огромный интерес, среди посетителей всегда находились энтузиасты, которые уже сумели “скачать” изображение своего города с сервера Библиотеки.

В Москве с 1994 г. Центре цифровых технологий в реставрации Научного Совета по комплексном проблеме “Кибернетика” РАН формировалась база изобразительных и письменных источников по “Коллекции достопримечательностей России” и Прокудину-Горскому. Это дало возможность 19 ноября 2003 г. открыть в Москве в Музее архитектуры им. А.В. Щусева выставку “Достопримечательности России в натуральных цветах: Весь Прокудин-Горский. 1905–1916”, отразившую всю географию путешествий мастера и представившую в различных форматах все известные на сегодня цветные фотоизображения. Цветосовмещение и печать изображений осуществлялись по специально разработанной программе.

Hosted by uCoz